Человечество стремится снизить энергетическую зависимость от углеводородов. Оно активно развивает аккумуляторные технологии, чтобы накапливать и хранить энергию, получаемую из возобновляемых источников. Вершиной развития этих технологий стали литий-ионные батареи, однако так ли далеко ли они ушли от старых добрых свинцово-кислотных батарей?
К сожалению, современные аккумуляторы все еще не идеальные сосуды для хранения электроэнергии. Они медленно наполняются, вмещают ограниченное количество энергии, быстро разряжаются и служат меньше, чем техника, для которой предназначены.
Улучшения, достигнутые с момента начала выпуска литий-ионных батарей компанией Sony в 1991 году, меркнут по сравнению с достижениями в области микроэлектроники. Если по закону Мура количество транзисторов в интегральной схеме удваивалось каждую пару лет, то прирост емкости Li—Ion аккумуляторов за два последних десятилетия составил около 8% в год. Не впечатляет, если считать аккумуляторные технологии ключевыми для мировой энергетики.
Перспективные разработки и недоработки
Аккумуляторные технологии не ловят звезд с неба, но прогресс заметен. Например, с 1991 по 2021 год цены на литий-ионные элементы (за киловатт-час) снизились более чем в 40 раз с учетом инфляции. Однако кардинальных технологических прорывов не произошло:
Приложенные еще в 1970 году литий-воздушные аккумуляторы задерживаются из-за проблем со стабильностью и экологичностью. Теоретически их удельная энергия не уступает бензину.
Представленные в 1980-х годах литий-металлические аккумуляторы столкнулись с проблемой роста дендритов и внутренними короткими замыканиями, приводящими к внезапным возгораниям.
Литий-серные аккумуляторы готовятся к коммерческому производству в 2025 году, однако ученые решают вопрос короткого срока службы.
Проблеск надежды дает покрытие анода Li—ion батарей графеном, что может помочь увеличить плотность энергии в четыре раза. Эксперименты проводятся уже давно, но не решены сложности массового промышленного производства графена.
Видно, что недостатка в инновациях нет, однако большинство из них остаются без внимания или массового внедрения. В большинстве электронных потребительских товаров используются батареи на основе оксида кобальта лития (LCO). Они легкие и с высокой плотностью энергии, что важно для мобильности и автономности. В промышленности предпочитают более безопасные и долговечные литий-марганец-оксидные батареи (LMO) или литий-железо-фосфатные (LFT) аккумуляторы.
Пока ни один аккумулятор не способен одновременно соответствовать 10 основным требованиям:
высокая удельная энергия;
высокая удельная мощность;
доступная стоимость;
длительный срок службы;
высокая безопасность;
широкий диапазон рабочих температур;
отсутствие токсичности;
быстрая зарядка;
низкий саморазряд;
длительный срок хранения.
Аккумуляторы современных электромобилей
В электромобиле Tesla Model S применена литиевая батарея c химсоставом NCA (никель-кобальт-алюминий) с плотностью энергии 248 Вт·ч/кг. Для защиты от перегрузки и перегрева Tesla устанавливает более крупные аккумуляторы, чем другие производители. Дальность хода без подзарядки составляет до 424 км для батареи емкостью 85 кВт·ч, при энергопотреблении 240 Вт·ч на километр.
В электромобиле BMW i3 применена батарея с распространенным химсоставом LMO, которая обеспечивает запас хода 130-160 км. Дополнительно можно установить удлинитель хода REX – компактный бензиновый двигатель для вращения генератора. BMW i3 отличается легкостью конструкции и потребляет всего 160 Вт·ч на километр.
Аккумуляторы первых электромобилей
А теперь главное, что касается технологического «прорыва». Электромобили – не новинка, они были популярны в конце 1800-х и начале 1900-х годов. На рубеже XIX и XX веков у покупателей автомобилей был выбор из трех вариантов двигателей: электрического, парового или внутреннего сгорания, из которых последние были наименее распространенными. Большинство электромобилей работали на свинцово-кислотных АКБ. Кроме того, Томас Эдисон продвигал железо-никелевые аккумуляторы, которые устанавливались в электромобили Detroit Electric, Baker Electric.
Так вот, запас хода электрического Detroit Electric 1907 года достигал 130 километров без подзарядки. На испытаниях в Детройте зафиксировали максимальный рекорд в 340,1 км.
Электромобили нравились представителям высшего класса за тихую и комфортную езду, отсутствие вибраций, запахов, сложностей с переключением передач. Они также не требовали ручного прокручивания двигателя – неприятной операции для элиты общества. Поскольку хорошие дороги были только в городах, ограниченный запас хода не представлял проблемы. После изобретения стартерного двигателя в 1912 году продажи автомобилей с ДВС пошли вверх, и в 1920-х годах электромобили утратили популярность.
Потребители в целом удовлетворены Li—Ion аккумуляторами в портативных электронных устройствах, однако в сфере электротранспорта все не так радужно. Нельзя считать прорывом то, что Detroit Electric 1907 года проезжал те же 130 км, что и BMW i3 более ста лет спустя. Пока не преодолены сложности с электромобилями, нет смысла использовать Li—Ion батареи для питания поездов, кораблей или самолетов. Конкурировать с нефтью все еще сложно.
Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog. Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и
преследуется по закону.
Материалы сайта не подлежат использованию кем-либо, в какой бы-то ни было форме, включая воспроизведение, распространение, переработку, не иначе как с письменного разрешения редакции Forklift.Blog.
Использование материалов сайта без разрешения его владельца является нарушением авторских прав и преследуется по закону.
Все размещенные на нашем сайте ссылки предоставлены исключительно в информационных целях. Мы не осуществляем рекламную деятельность и не преследуем коммерческие интересы. Наша цель — обеспечить посетителям доступ к дополнительной информации, расширяя их знания на темы, затронутые нашим ресурсом.